Дорога из Йыхви в Валга: перспективы туризма и вымирающие деревни

Шоссе Йыхви-Тарту-Валга является для Европы важной частью дорожной сети. По этому шоссе можно попасть в Ригу и в Петербург. Оно проходит по четырем уездам и с него открывается вид на многоликую Эстонию. Длина третьего основного в Эстонской Республике шоссе составляет 219,3 километра. Газета rileht начала свой путь от границы города Йыхви. Целью было узнать, какие предприятия действуют у этой дороги и как у них идут дела.

Шоссе Йыхви-Тарту-Валга является для Европы важной частью дорожной сети. По этому шоссе можно попасть в Ригу и в Петербург. Оно проходит по четырем уездам и с него открывается вид на многоликую Эстонию.

Длина третьего основного в Эстонской Республике шоссе составляет 219,3 километра. Газета rileht начала свой путь от границы города Йыхви. Целью было узнать, какие предприятия действуют у этой дороги и как у них идут дела. Вдоль шоссе расположен Причудский край, потенциал которого очень высок, есть здесь и места, которые потихоньку стираются с карты страны. Деревни, как известно, засыхают и вымирают. Есть здесь и уставшие предприниматели, которые больше не могут справляться, и те, у которых горят глаза.

Впрочем, вернемся к шоссе. Насколько безопасна эта дорога? По словам эксперта по дорожному движению Департамента шоссейных дорог Виллу Ване, на этой дороге за последние пять лет произошло 21 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими. Погибает здесь три-четыре человека в год. В Ида-Вирумаа и Йыгевамаа аварий происходит меньше, в Тартумаа — больше.

”Частично это, конечно, связано с частотой движения. Частота движения между Йыхви и Муствуэ — примерно 2300 машин в сутки. Между Муствеэ< и Тарту — чуть больше 2400, примерно столько же между Эльва и Валга. Наиболее плотное движение между Эльва и Тарту, где частота движения примерно 8000 машин в сутки”, — говорит Ване.

Чтобы безопасность увеличилась, следует провести работы по реконструкции. До 2016 года Департамент шоссейных дорог потратит здесь 16 млн евро. На отрезке Йыхви-Ахтме-Пуру с 3,5 км до 8,3 км будут перестроены перекрестки. В Тартуском уезде реконструируют отрезок Игавере-Кобрату и отремонтируют отрезок от Айамаа до Рынгу. В планах также ремонт объезда Муствеэ в 2016 году. Кроме того, возьмутся за перекресток Вахи теэ, в Рынгу построят велосипедные и пешеходные дорожки.

Следовательно, никакой перестройки или строительства объезда в планах нет, так что придорожным предприятиям бояться нечего.<

дорога Терриконы Таммику Эстония

Долгий путь начинается с границы города Йыхви. Справа открывается вид на терриконы. Что это такое? Речь идет об отвалах пустой породы шахты Таммику, которые принадлежат Eesti Energia. Горы возникли с 1951 по 1999 годы.

”Отвалы нашли место в развитии деятельности местных жителей — хорошим примером является использование отвала кохтла-ярвеской шахты в качестве лыжных спусков”, — говорит пресс-секретарь Eesti Energia Элийз Венник.

На этих горах высажены деревья, большая часть покрыта дерном. Сюда приходят в походы, зимой катаются на лыжах, летом устраивают пикники.

В Йыхви будут приземляться самолеты бизнесменов

Чуть более двух лет назад газета Eesti Pevaleht писала, что в Йыхви строят новый аэродром для небольших самолетов. Его возведут на месте старого аэропорта. Строительство еще не началось, но план уже составлен.

По словам члена совета SA Jhvi Lennuvli Прийду Прикса, уже проведены всевозможные исследования, весной будут замерять взлетное поле.

На йыхвиском взлетном поле и сейчас могут приземляться небольшие самолеты. Здесь их принимает покрытая травой посадочная полоса длиной 600 метров и шириной 30.

Длина новой посадочной полосы должна будет составлять 1200 метров, ширина — 25.

Ийзаку развивается: через шоссе идут деньги

Шоссе Йыхви-Тарту-Валга имеет для волости Ийзаку очень важное значение, потому что по нему идут деньги, говорит старейшина волости Райво Раап.

”Шоссе действительно имеет для нас очень важное значение, потому что по этой дороге движутся деньги, часть которых можно получить при разумном планировании бизнеса. Второй существенный и не менее важный аспект — близость побережья Чудского озера, где летом, без преувеличения, отдыхает очень много народу. Многие для пополнения своих продовольственных запасов используют торговые точки и места общепита Ийзаку”, — говорит старейшина.

По данным RMK, на северном побережье Чудского озера в прошлом году отдыхали более 200 000 туристов. Не удивительно, что, например, Каукси кажется бизнесменам очень лакомым кусочком.

Возвращение бизнес-акул

Политик, местный бизнесмен и учитель Прийт Палмет на основании договора франшизы открыл на окраине Ийзаку заведение Peetri Pizza. По его словам, на шоссе Йыхви-Тарту практически нет хороших точек общепита. ”Активность движения по шоссе достаточно высока, чтобы вести такой бизнес”, — считает он.

Прийт Палмет родился в Ийзаку и прожил здесь практически всю жизнь. Область общепита для него не нова — он держал два продовольственных магазина и паб.

Дорога из Йыхви в Валга: перспективы туризма и вымирающие деревни
Jhvi-Valga maantee FOTO: Rauno Volmar

Производитель домов

Два года назад в Ийзаку начала работать фирма Eestimajatehas AS, на которой производились модульные дома. К сожалению, работавшая преимущественно на скандинавский рынок фирма получила пару болезненных ударов, и деятельность пришлось временно остановить. Теперь в конце туннеля вновь забрезжил свет.

”Поскольку заказов не было, мы некоторое время не работали в Ийзаку. Сейчас занимаемся фасадами и крышами и выполняем подряды для крупных таллиннских фирм”, — сказал представитель фирмы.

В легендарный бар приезжают издалека

Велло и Хельги Кристьян держат бар Prowints почти 19 лет. Сюда приезжают гости из Йыхви, Тойла и Раквере. По словам Велло Кристьяна, речь идет об одном из двух мест в Ида-Вирумаа, где собираются преимущественно эстонцы. Второе место — это корчма Сонда.

johvi maantee 

Закрытые киоски

Зимой и в начале весны у обочины шоссе не идет бурной торговли, которую можно увидеть здесь летом. Впрочем, два магазина оказались открыты. Свежей рыбы в них не было, копченая — оказалась. Продавец одного из них рассказал, что клиентов хватает и в холодное время года. Кроме того, зимой у магазина нет конкурентов в виде частных торговцев.

Дорога из Йыхви в Валга: перспективы туризма и вымирающие деревни
Киоск на Jhvi-Valga maantee FOTO: Rauno Volmar
62a2

Дорога Jhvi Valga

Магазинчик в вымирающей деревне открыт только летом

Возле шоссе в волости Сааре расположен маленький магазинчик Pille, открытый 18 лет назад и ставший первым частным магазином в этом регионе. ”Летом мы открыты, но уже два года не работаем зимой. 1 июня собираемся открыт точку быстрого питания, где можно будет купить кофе, другие напитки, а также другие товары, которые предлагаются, например, в магазинах при заправках”, — объясняет владелица Пилле Зарубин.

Экономический спад сильно ударил по магазину, но основная проблема состоит в том, что четыре деревни, которые обслуживал магазин